Вы завершили написание вашего «первенца» или magnum opus, и кажется, что пора отправлять его в свободное плавание — на конкурс или в издательство. Не спешите. После того, как вы вывели заветное «The End» измождёнными от труда руками, сделайте глубокий вдох и наберитесь терпения на ближайшую неделю-другую. Это поможет очистить творческий разум. За этот промежуток времени ваш внутренний писатель отдохнет и освободит место для внутреннего редактора. Когда почувствуйте, что перестали жить внутри произведения, приступайте к критической читке. Она позволит найти самые явные сучки и задоринки.
Принцип простой: от меньшего к большему. Начните проверку с минимальной смысловой единицы текста — с предложений.
Когда этап редактирования предложений пройден, переходите к редактированию абзацев. Единство изложения – правило, которым мы будем пользоваться при редактировании абзаца. Абзац собирает несколько предложений, объединяет их в цельную смысловую конструкцию, оформляет в законченную мысль, действие или эмоцию. Читатель должен понимать, какую мысль до него хотели донести в абзаце. Что бы вы ни включили в абзац (пейзаж, батальную сцену, лирическое отступление), он обязан оставаться завершённой единицей текста.
После продолжительной редактуры предложений и абзацев наступает этап работы с главами (в случае большой прозы), или с произведением целиком (в случае малой прозы). Здесь романистам предстоит поработать подольше.