Блог

Импульс истории: внешняя и внутренняя мотивации героя


Помните то крутое чувство, когда вы придумали мир и персонажей, проработали декорации, и в нетерпении начинаете писать. Кажется, что всё само собой превратится в захватывающую историю. Но выясняется, что персонажи только и делают, что болтают, а сюжет замер на месте. В чём скрыта проблема?

В мотивации.


Мотивация – это причина всего. Повод для героя действовать в конкретной сцене или двигаться по сюжету, чтобы достичь поставленной цели.

Есть два вида мотивации: внешняя и внутренняя.

Внешняя мотивация

Герой сталкивается с силами извне и вынужден действовать, иначе потеряет нечто ценное.

Такую мотивацию можно разделить на несколько уровней:
•Мотивация появляется при взаимодействии с другими людьми. Воля родителей, коллег или любовников

В один день в дом Джуд («Жестокий принц», Холли Блэк) заявляется отец и убивает её мать и отчима. Он забирает Джуд и её сестёр в другой мир, и с тех пор они вынуждены жить по правилам фейри. Противостояние с отцом будет придавать импульс всей истории в дальнейшем.

•Мотивация появляется при взаимодействии с социумом. Правила, традиции и обычаи, навязанные обществом, с которыми герой не согласен

Майкл Корлеоне из «Крёстного отца» хочет вести образ жизни достойного гражданина: получить образование, отслужить в армии, завести семью. И никак не пересекаться с мафией. Но после убийства отца его внешняя мотивация меняется. Правила вендетты вынуждают Майкла мстить.

•Мотивация появляется при взаимодействии с силами природы и судьбой

Рыбак Сантьяго из «Старика и море» Хемингуэя попадает в плен обстоятельств. Его мотивация — выжить, спастись от акул.

Как проверить, что внешняя мотивация работает

По сути, сюжет это цепочка внешних раздражителей, побуждающих героя двигаться, и реакций героя на эти события. На старте вы можете не знать, достигнет ли герой цели (вдруг она изменится?). Однако стоит создать такую ситуацию, которая не оставит герою выбора. Привычный порядок вещей нарушен. Мир уходит из-под ног, и если персонаж ничего не предпримет, то полетит в пропасть.

В масштабе всей книги внешнюю мотивацию можно сформулировать, ответив на вопрос «Чего хочет персонаж?». Выжить? Получить повышение? Добиться взаимности? Никакой абстракции. Только конкретика. Если ответа нет, в какой-то момент вы ощутите, что история замерла.

В масштабе сцен: «Как конкретные действия помогут герою приблизиться к цели?».
Сцены передают новую информацию, раскрывают характер, меняют темп повествования — и всё одновременно. Если персонажи взаимодействуют друг с другом, но это никак не сказывается на сюжете, то стоит подумать, нужен ли этот отрывок вообще?


Внутренняя мотивация

Для неё характерны обманчивые или неочевидные потребности героя. Это сила, которая толкает человека изнутри. Главный вопрос для такой мотивации: «Почему персонаж этого хочет?»

Как правило, внутренняя мотивация завязана на знакомых чувствах: страх, любовь, гордость, зависть, сострадание.

Печорин из «Героя нашего времени» движим эгоистичными мотивами свободы и идеей борьбы с судьбой. Именно поэтому он ранит ближайшее окружение, друзей и возлюбленных.

Рокки Бальбоа выходит на ринг не только, чтобы продержаться в бою с чемпионом мира. Он хочет доказать другим и в первую очередь самому себе, чего стоит, что он не сломается.

Как подсветить внутреннюю мотивацию

Американский писатель Джеймс Фрей придумал свой способ: представьте, что берёте интервью у героя, где каждый ваш вопрос начинается со слова «Почему..?»

– Почему ты решил разбогатеть?
– Чтобы завоевать любовь девушки всей мечты!

– Почему тебе важно завоевать её любовь?
– Хотел стать для неё идеальным мужчиной.

– Почему твой выбор остановился именно на ней, Гэтсби?
– Потому что мне очень одиноко. Только рядом с ней я чувствую себя счастливым.

Интервью может продолжаться до тех пор, пока вы не нащупаете нужный мотив.

Как понять, что у героя надёжная внутренняя мотивация

Рассмотрите вашего героя с разных сторон:
•ощущается ли он «живым», горит ли в его душе одно из перечисленных выше чувств?
•есть ли у него слабости или недостатки, которые мешают найти равновесие для достижения цели? Подталкивает ли это к изменениям?
•если в сюжете есть антагонист, конфликтуют ли его чувства с чувствами главного героя?

Особенность внутренней мотивации – персонаж имеет право заблуждаться. Запутаться в чувствах или поверить в ложные догмы. Самообманываться и быть обманутым. У такой «системной ошибки» даже есть своё название в литературоведении, и это один из любимейших приёмов Шекспира… но это уже совсем другая история)