Блог

Непридуманная история публикации в электронной редакции "Эксмо" (RED)

Всем привет, меня зовут Игорь Озёрский.

Я писатель, адвокат и управляющий партнер Адвокатского бюро K&P.Law.

Мой роман «Безымянные» вот-вот выйдет в одном из крупнейших российских издательств «Эксмо». Электронная редакция Eksmo Digital (RED) увидела в книге перспективу и включила рукопись в издательский портфель, предложив сотрудничество. Я убеждён, что к такому успеху может прийти каждый автор. Поэтому решил делиться опытом взаимодействия с крупным издательством в блоге. О некоторых своих наблюдениях я расскажу в данной статье.

Если вы тоже мечтаете о том, чтобы ваша рукопись была опубликована в уважаемом издательстве, прежде всего её нужно подготовить. В этом вопросе не стоит рисковать и лучше сразу обратиться к редактору, который поможет привести текст в надлежащий вид. После этого его уже можно показывать профессиональным критикам и литературоведам. Рецензии на роман имеют важное значение, они пригодятся вам ни один раз – и для персонального сайта книги, и для дальнейшего продвижения).

На этом квест под названием «отправить рукопись в издательство» не заканчивается. Дело в том, что у каждой редакции существуют свои требования к оформлению и заполнению заявки. У «Эксмо» в этом плане всё чётко: на сайте лежит гайд для новичков, а сама рукопись отправляется через специальную форму.

Я потратил немало времени, приводя свой текст в соответствие с требованиями «Эксмо». Поверьте, это очень важно. Так редактор видит, что его уважают, и автор готов к профессиональному сотрудничеству.

А ещё это полезно, чтобы не ждать ответа от издательства многие месяцы. Eksmo Digital (RED) написали мне всего через пару недель, и я думаю, что это в том числе – благодаря кропотливой работе над текстом и правильному оформлению.

Вместе с положительным ответом от издательства мне были направлены два варианта договора о предоставлении исключительного права на произведение – на условиях исключительной или неисключительной лицензии. С этим выбором предстоит столкнуться каждому автору, сотрудничающему с издательством, поэтому хотелось бы сразу рассказать вам об основных отличиях между этими документами.

Разница заключается в роялти и возможностях распространения рукописи. Если вами будет выбрана исключительная лицензия, то процент авторского вознаграждения будет выше (у «Эксмо» это 20%), но при этом размещать книгу на других площадках вы не сможете – это будет нарушением договора. Если же выбрать неисключительную лицензию, то право на размещение книги на других ресурсах будет сохранено. Вы сможете сотрудничать с иными лицами, но процент вознаграждения будет ниже (17% по условиям «Эксмо»).

Для себя я решил, что плюсы неисключительной лицензии значительнее минусов, поскольку я заинтересован в сохранении прав на своё произведение, а разница в роялти для меня несущественна.

Помимо выбора типа лицензии, «Эксмо» попросили меня также прислать некоторые элементы для будущей обложки романа. RED трепетно относится к пожеланиям авторов и тщательно прорабатывает обложку книги, которая будет выделяться среди прочих. Отзывы благодарных писателей тому подтверждение (и я сам уже успел убедиться в этом).

Итак, мне предстояло подготовить и прислать в издательство:


Тизеры на обложку.
Чтобы обложка книги была содержательной и заметной, редакция размещает на ней тизеры – небольшие и емкие подзаголовки (5-7 слов), раскрывающие суть произведения или отражающие его главный конфликт.

Взгляд на обложку.
Редакция попросила поделиться мыслями насчет обложки, написать, какой я хочу видеть её. Здесь важно упомянуть, что «Эксмо» не принимает авторские обложки и обложки, созданные художниками и дизайнерами для авторов на заказ, по причине возможных юридических последствий в случае нарушения чьих-то авторских прав. Также оно не включает в книги художественные иллюстрации.

Аннотацию.
Для её подготовки RED советует схематично обозначить основные идеи и сюжетные линии книги, избегать спойлеров и пересказа сюжета, придумать интригу.

Признаюсь, увидев эти запросы от издательства, я поначалу немного растерялся. Все мы несчётное множество раз рассматривали обложки книг, но вряд ли обращали ли внимание из чего они состоят. Как сделать так, чтобы именно мою книгу потенциальный читатель заметил среди тысяч других и захотел прочитать? Чтобы ответить на эти вопросы, я решил провести небольшое исследование, в результате которого выяснил, из чего состоит обложка и как сделать ее элементы заметными. Итак:

Имя и фамилия автора.
Так сложилось, что в русскоязычной среде сочетание «имя и фамилия» при указании авторства считается «литературным», «фамилия и инициал» – «журналистским», а «фамилия и два инициала» – «научным». И не принципиально, используете ли вы настоящее имя или псевдоним.

Указывать отчество на обложке не принято (хотя некоторые авторы от этой традиции отступают, например, Дмитрий Александрович Пригов). Для разнообразия писатели прошлого нередко дополняли имя и фамилию титулом (например, «граф Салиас»), почетными отличиями («Поль Клодель, член Французской академии»), ссылками на прежние сочинения («автор «Уэверли» – то есть Вальтер Скотт). Но в наше время такие наименования редко можно встретить.

Хотя некоторые авторы используют разные необычные дополнения к своему имени, например: «Имя, фамилия, человек увлекающий».

Название книги.
Книга должна привлекать не только оригинальностью названия, но и шрифтом, его начертанием. Именно по этим элементам потенциальный читатель начинает формировать в голове первое впечатление о книге (особенно если имя автора ему ни о чем не говорит).

Цитаты.
Здесь очень пригодятся отзывы на рукопись от критиков, журналистов, литературоведов. Важно учесть, что это могут быть оценки не только людей, близких к литературном процессу, но и отзывы читателей по теме вашей книги. У моего романа «Безымянные», например, это могут быть ученые-философы, занимающиеся вопросами посмертия, культурологи.

Слова-тизеры.
Это могут быть имена героев, провокационные вопросы читателям, сравнение романа с известным аналогом (бестселлером), указание на первую книгу из серии и прочее. А также те самые тезисы, которые мне предложило придумать «Эксмо»: подзаголовки длиной в 5-7 слов, раскрывающие суть произведения или отражающие его главный конфликт.

Изображение на обложке.
Основное назначение изображения на обложке – отражать содержание книги (но без спойлеров). Оно должно заинтересовать и заинтриговать читателя, работать в тандеме с вовлекающим названием, тизером и т.д. Изображение должно привлекать вашу целевую аудиторию: книги, выходящие в вашем жанре, должны походить обложкой на вашу. Но при этом изображение на вашей обложке должно выгодно отличаться от остальных и побуждать потенциального покупателя скорее прочитать роман.

При выборе иллюстрации полезно узнать о тенденциях, которые есть на современном книжном рынке. Например, в 2021 году ведущими трендами были крупные буквы, «нечитабельные» названия книг (например, через осколки стекла или полиэтилен), минимализм, пастельные тона и природные фактуры, геометрия в духе авангардного искусства, размытые изображения и создание иллюзии глубины, как будто обложка может затянуть вас.

Аннотация.
По сути это продающий текст. Аннотация располагается на оборотной стороне издания и призвана убедить читателей в том, что именно ваша книга достойна внимания. Это можно сделать или с помощью перечисления плюсов вашей книги и описания того, что выгодно отличает её от остальных, или ёмким пересказом сюжета без спойлеров.

В рекомендациях от «Эксмо» были ещё два полезных для создания аннотации пункта. Так, они рекомендовали уложиться в 700 знаков, предлагая этот объём как оптимальный. И еще советовали добавить в аннотацию интригу. Её нужно поместить либо в первое, либо в последнее предложение. Это может быть, например, вопрос, привлекающий внимание читателей к произведению. Чтобы сформулировать его, поставьте себя на место читателя и представьте, что в первую очередь заинтересовало бы вас.

Я пишу в блоге и о других своих открытиях в мире книгоиздания. Так, задолго до отправки рукописи в издательство я принял для себя решение самостоятельно продвигать «Безымянных» (в чём меня не ограничивает неисключительная лицензия). Ведь сегодня романы конкурируют не только с книгами своего жанра, но и вообще со всеми литературными новинками и бестселлерами, а также с другим досугом, на который любой из нас может потратить время. Поэтому, чтобы обеспечить книге хороший читательский интерес уже на старте продаж, необходимо повысить её узнаваемость ещё до появления на рынке.

Оказалось, что издательство Eksmo Digital (RED) и само заинтересовано в том, чтобы о книге узнали как можно больше людей. Оно предлагает для своих авторов бесплатный пакет продвижения, который не зависит от типа лицензии, который вы выберете, и состоит из: e-mail рассылок, push-уведомлений, рекомендаций тематических и жанровых подборок и разделов, включения книги в абонемент. Отдельно стоит упомянуть, что издательство на безвозмездной основе опубликует мой роман на платформе «ЛитРес», а также на партнерских сайтах сервиса: readli.net, knigid.ru, iknigi.net, knigogid.ru и многих других.

А вот какие шаги в премаркетинге книги я уже совершаю и планирую совершить самостоятельно.


Анализ конкурентов:
– составляем список известных и начинающих авторов, которые пишут в похожем жанре;
– делаем подборки их книг, изучаем рейтинги, отзывы – и читательские, и профессиональные;
– выявляем истории вокруг изданий, которые повлияли на их популярность и на узнаваемость автора;
– делаем заметки о том, что можно использовать для своей книги.

Поиск площадок:
– составляем подборку блогеров в социальных сетях, которые расскажут о книге;
– ищем СМИ, где можно опубликовать отзыв или отрывок;
– делаем подборку тематических рассылок, где вероятно упомянуть о книге;
– ищем площадки литературных форумов, на которых можно создать обсуждение рукописи, опубликовать фрагмент;
– составляем список конкурсов и премий.

Отзывы «с именем»:
– ищем бета-ридеров (блогеров и рецензентов для ранних отзывов);
– ищем известных авторов, которые могли бы дать отзыв на книгу.

Поиск площадок, мероприятий и вариантой для промо.

Ведение социальных сетей
Персональный сайт


Автор: Игорь Озёрский

https://www.instagram.com/ozerskiy.writer/
https://vk.com/ozerskiy.writer