В работе над мистической историей автор рискует столкнуться с проблемой: сюжет нуждается в жутком, незримом монстре или мелком пакостнике, однако, вместо страшного, интригующего потустороннего существа выходит нечто невразумительное и безвредное.
Появление нечисти в сюжете дело тонкое. Потусторонним силам тоже требуется правдоподобная причина для угрозы персонажам.
– Есть ли у чудища убедительная мотивация?
– Что герои вынесут из победы над ним?
Зная ответы на эти вопросы, вы легко поможете потусторонним сущностям обрести такой образ, который необходим для сюжета.
Хорошо, когда нечисть преследует героев не только ради запугивания или пропитания, но и с умыслом, зачастую недоступным простым смертным. Разгадывать непостижимые мотивы монстра — едва ли не самое любимое занятие читателя или зрителя. Вспомните фильм «Звонок». Основная интрига, которая вызывает жгучее любопытство: почему призрак девочки убивает?
Советский филолог Владимир Пропп в «Морфологии русской сказки» обозначил, что нечисть чаще пакостит, чем наносит серьёзный вред человеку. Изначально сказки не предназначались для детского чтения, а служили для передачи памяти поколений и моральных ориентиров, которые и противопоставлялись нечистой силе с её поведением. Порой отрицательные существа даже помогали героям достичь справедливых целей – в повести «Ночь перед Рождеством» кузнец Вакула не поддался чёрту, а использовал как транспорт, полетев на нём выполнять капризы возлюбленной.
Получается, что роль нечисти в мистической истории — препятствие. Преодолев его герой может морально преобразиться.
Сегодня тёмные силы выступают образом коллективного бессознательного. Колдуны, черти и вампиры принимают форму различных людских страхов: смерти, одиночества, культурных табу. Отражают человеческое – в нечеловеческом, доступно беседуя с читателем на темы, которые трудно воспринять в реалистическом жанре.
– Больше подробностей о нечистой силе смотрите в карусели.
Литература ужасов богата на сюрреалистичные образы. «Дракула» Брэма Стокера – это вовсе не история про кровососущего упыря. Это демонстрация эротических табу. Читателей Викторианской эпохи роман поражал обилием сцен с откровенной сексуальной символикой.
«Франкенштейн» Мэри Шелли, написанный в 1818 году, до сих пор не утратил актуальности. Роман повествует о молодом учёном с комплексом бога, создавшем чудовище, которое не нашло себе места в обществе, стало безумно одиноким, из-за чего возжелало смерти себе, создателю и всему человечеству. Монстр Франкенштейна был эмоциональным и ранимым существом, желающим разделить жизнь с себе подобным, но нашёл в окружающих лишь страх и ненависть.
Потусторонние существа выступают тёмным зеркалом общества. Подчёркивают отрицательные качества человека. Ожившие мертвецы и духи в русской литературе это удивительно эгоистичные существа, движимые разными, но отнюдь не бескорыстными мотивами. Их сосредоточенность только на своих желаниях вредит живым. Чаще всего основными мотивами неспокойных покойников являются любовь и деньги. В «Пиковой даме» завершить финансовые дела с того света возвращается графиня Анна Федотовна – и обманывает жадного Германа. В рассказе Чулкова «Невеста» – умершая невеста становится привидением, чем портит жизнь неверного мужа с любовницей.
В западноевропейском фольклоре нечисть и её прислужники демонстрирую жестокость людей. В Старшей и Младшей Эддах мир сотворён из трупа великана Имира, убитого собственными сыновьями.
Фольклор Англии и Шотландии бывает не менее жестоким. Красные колпаки – маленькие, но злобные существа, которые селятся в местах, где происходили особо жестокие убийства. Считается, что красные колпаки это не нашедшие покоя души несправедливо замученных жертв, которые смазывают головные уборы кровью убитых. Бррр, звучит жутко!
Жадность - ещё один порок, за который нечисть может преследовать человека. Лепреконы сами по себе не злые, но дико охочие до золота. Стоит украсть хоть немного монет из их заветного горшочка и лепрекон непременно отомстит обидчику – заберёт у грабителя душу.
Все эти примеры демонстрируют, что нечистая сила гораздо ближе к человеку, чем кажется на первый взгляд. В мистическом отражаются даже самые мелочные пороки людей. Булгаков в «Мастере и Маргарите» тонко подметил эту деталь, поручив свите Воланда заняться вездесущим квартирным вопросом и проучить зарвавшихся бюрократов. А помните сцену в театре?
Нечисть – судьи моральных качеств человека. Поэтому для создания мистической истории важно помнить: для чего сюжету нужна потусторонняя сила? Именно ответ на этот вопрос поможет вашему страшному подопечному стать ещё более пугающим и наполненным смыслом.